Пресса о Тихонове

20.10.2016

«Лидером сборной России мог бы быть Шипулин, но у него нет стержня»

Изменит ли ситуацию с допингом в нашей стране введение уголовной ответственности, лишат ли Россию права на проведение чемпионата мира по биатлону и правильно ли бить коллег по команде — об этом и многом другом четырехкратный олимпийский чемпион, член правления Союза биатлонистов России (СБР) Александр Тихонов рассказал в интервью корреспонденту «Известий» Тимуру Ганееву.

 
— На Совете при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта в Коврове зампредседателя правительства Аркадий Дворкович заявил, что законы об уголовной ответственности за нарушение антидопинговых правил будут приняты в ближайшее время. Вы публично заявляете о этой необходимости на протяжении последних десяти лет. Думаете, поможет?
— В 2002-м на совещании в Олимпийском комитете России (ОКР) я назвал адрес лаборатории, ее директора и двух распространителей допинга в нашей стране. Эти люди распространяли запрещенные препараты среди тысяч российских спортсменов в цикличных видах спорта. Я вычислил эту преступную группу по биатлонистам, которые употребляли препараты в больших объемах. Тогда я сказал, что если этих людей не остановить, то мы погрязнем в допинговых скандалах и потеряем целое поколение. Надо было принять соответствующий закон и привлечь их к уголовной ответственности. Этого сделано не было, закон об уголовной ответственности за применение и распространение допинга был отложен в долгий ящик. В итоге во многих видах спорта мы выигрывали многие престижные соревнования на юношеском, молодежном уровне, где нет серьезных допинг-проверок, но затем эти «чемпионы» куда-то пропадали. Они могли показывать результат только на «стимуляторах». Прошло 14 лет, и наконец-то меня услышали. Надеюсь, что Аркадий Дворкович сдержит свое слово. В таком случае многие проблемы в сфере антидопинга будут решены. Италия уже прошла этот путь, когда ввела уголовную ответственность за допинг. Но есть еще одна актуальная проблема, наверное, даже более насущная.

— Что вы имеете в виду?
— В России не существует спортивной медицины. Все наши выдающиеся спортсмены ездят на операции в Германию или Австрию. У нас же лечатся только от безысходности — те, у кого нет необходимых средств на поездку за границу. Спортивными врачами становятся случайные люди, совершенно из других медицинских областей. Это серьезная проблема, которая требует решительных мер со стороны государства.

— Вернемся к биатлону. Как вы относитесь к заявлению WADA о том, что Международный союз биатлонистов (IBU) может быть объявлен несоответствующим кодексу организации из-за победы Тюмени в конкурсе на проведение чемпионата мира 2021 года? У нас могут отнять мировое первенство?
— Это заявление лишено здравого смысла. Тюмень получила право провести чемпионат мира в результате голосования делегатов IBU. Всё было честно, и WADA не стоит вмешиваться в работу международной федерации. Что касается второго вопроса, то тут я выскажу непопулярное мнение. Нас могут лишить этого чемпионата мира. Наше представительство в международных организациях стало ничтожным. Если раньше практически во всех международных федерациях у России были свои представители, то сейчас их можно пересчитать по пальцам. Мы не обладаем никакой информацией, и вопросы самого высокого уровня могут решаться за нашей спиной. Свое членство в Международном олимпийском комитете (МОК) может потерять Александр Жуков. Этого нельзя допустить, иначе давление на Россию со стороны МОКа станет еще сильнее.

— Через месяц стартует биатлонный сезон. Состав мужской сборной сильно обновится?
— Безусловно, состав претерпит изменения. Я не могу сказать, кто выпадет, — нельзя травмировать ребят. Со своей стороны лишь отмечу, что места в основе заслуживает Антон Бабиков, очень талантливый парень. Я с трудом добился, чтобы он не переходил в группу Рикко Гросса и продолжал заниматься у Андрея Падина. Я думаю, он заслужил свой шанс и уже в этом сезоне может на равных биться с лучшими.

— На ваш взгляд, чего не хватает мужской команде, чтобы на длинной дистанции на равных бороться с лидерами из Норвегии, Германии и Франции?
— У нас нет лидера. Им мог бы стать Антон Шипулин, но у него нет стержня. В мое время я был быстрее всех, и вся команда тянулась к моим результатам. Бывало, что я бил ребят, которые неправильно себя вели и нарушали спортивный режим. Такое случалось неоднократно. На меня обижались, но потом многие признавались, что моя взбучка помогала им осознать фундаментальные вещи. Сегодня этого не хватает. В команде нет человека, которого бы все беспрекословно слушались.
 
— В докладе по итогам сезона-2015/16 Гросс заявил, что на чемпионате мира-2017 наша мужская сборная возьмет две медали. После провала на ЧМ-2016, когда мы впервые в истории остались без медалей, в это верится с трудом…
— Будет сложно. Конкуренция растет. Если бы я участвовал в подготовке команды, то мог бы более детально ответить на этот вопрос. Десять лет назад я регулярно бывал с командой, особенно в подводящий период — последние одну-две недели до главного старта. Этапы Кубка мира меня не интересуют, это коммерческие соревнования. Надо прославлять Россию там, где надо. Нам нужны медали на чемпионатах мира. На этапах Кубка мира нужно приобретать опыт и копить энергию к главному старту. Приведу пример. В Кубке мира-2007/08 мы не выиграли ни одной медали. Перед поездкой на ЧМ в шведский Эстерсунд журналисты спросили меня, на сколько медалей мы сможем рассчитывать. Я ответил, что на девять. В зале все рассмеялись. В итоге мы привезли 11 медалей. А всё благодаря правильному распределению сил по ходу сезона.

— Женская сборная находится в еще более тяжелом положении…
— С женской командой сложнее. У нас большие проблемы со сменой поколений. Наша юниорская сборная была очень сильной — девушки легко обходили нынешних лидеров сборной Германии. Увы, но сейчас всё наоборот. В их подготовке были допущены серьезные ошибки. Вся надежда на наших проверенных бойцов — Слепцову и Глазырину. Еще за три места в заявке поборются пять-шесть девочек, но я не думаю, что мы добьемся качественного скачка по сравнению с прошлым сезоном.

— Вы говорили, что ситуацию может исправить Андрей Падин, но в итоге старшим тренером женской сборной был назначен Валерий Медведцев. Что вы об этом думаете?
— Он был отличным спортсменом, и у него есть богатый тренерский опыт. В последние годы он довольно продуктивно работал в академии биатлона в Красноярске. Надеюсь, что у него получится. Желаю ему удачи..
 
Тимур Ганеев, "Известия"
Другие материалы



0

Партнеры сайта