Пресса о Тихонове

02.02.

А. Тихонов: "Подарил Бейгарду 500 евро и шикарную бутылку водки"

- На днях Бейгард заявил, что вы ему подсунули в кошелек 500 евро. Было такое?

- Видимо, он больше не нашел возможности меня укусить. Могу ответить. Супруга моя сейчас рядом, не даст соврать, всегда со мной была. Так как он (Бейгард) был президентом своей федерации, а я своей, то я решил сделать ему подарок. Купил новый кошелек-портмоне, а других денег, я же состоятельный человек, кроме купюры в 500 евро, у меня не было. Я и положил туда эти 500 евро. А также шикарную бутылку водки 0,7 литра.

- Нашу или заграничную?
- Нашу, конечно. Кто ж заграничную пьет? Вот и супруга подсказывает – это была водка "Тихонов"! Я делал ее в то время во Франции. В общем, отдал ему бутылку. Он же на следующий день прибегает с криками: ты меня хотел купить, ты дал мне взятку! Слушайте, если вы найдете скупердяев больше, чем норвежцы, то я вас поздравляю. Думаю, таких не найти на всем земном шаре. Он, будучи миллиардером, будет есть прошлогоднюю колбасу! Так вот, говорю я Бейгарду, что у нас это такая традиция – подарки делать, и показал ему свой портмоне, в котором лежат тысяч 5-10 евро. Не считал точно, но сумма солидной была. И все пятисотенными купюрами. Он мне вернул эти 500 евро, я с удовольствием их забрал назад. И он добавляет мне: "Я могу и водку принести". Но что-то не принес. Ему даже Бессеберг говорил, что это такие традиции у русских – пустой кошелек не дарят.
 
Бейгард меня ударил? Врет, собака!

- Александр Иванович, так что на 500 евро купить-то можно?
- Для норвежца это бешеные деньги! У нас один австриец из IBU за 200 евро умер.

- Это как же?
- Рассказываю. Этот австриец скончался в Рупольдинге. Я смотрю, он садится в машину, а сам весь желтый. Желтуха, видно же - кошмар! Я ему говорю: "Ты чего же врача не вызвал?". Дословно на немецком: "Ohne Termin sehr teuer". Это значит, что если ты не назначил время у врача, то вызвать будет очень дорого. "Was kostet?" – "Zwei hundert euro". "Сколько стоит?" – "200 евро". Он сел за руль, от Рамзау до Зальцбурга 90 км...
 
- Не доехал?
- Нет. Вызвали скорую, не сумели откачать. Вот и весь сказ. А этот Бейгард… Ему нужно было набраться смелости и сказать правду, что Александр показал мне, что у него других купюр не было. Вот это было бы по-мужски. Это что же, ты такой дешевый, что тебя можно купить за 500 евро?! Не понимаю я его.
 
- Так ведь и добавил сейчас, что пришел к вам, бросил кошелек и ударил вас!
- Он - меня?! Врет, собака! Если бы он меня ударил, я бы его размазал там же!
 
- Хиленький?
- Да у меня двухметровые падали!

- С грохотом?
- Скажу так. На проводах Ивана Ярыгина я у одного чемпиона спартакиады по греко-римской борьбе выиграл схватку на спор на ящик коньяка. Или Коля Пузанов, самый крупный биатлонист ростом 187 см. На "Ижевской винтовке" в Сарапуле мы бежим один этап, а там тропа совсем узкая. И вот мы сошлись с ним. Говорю: "Коля, дорогу займет сильнейший". И делаю ему проход в ноги - поднимаю, и так жахнул, что разбил нижнюю губу. Это видели все, кто стартовал, а народу там было прилично. Все были в шоке. Много раз приходилось подобное проворачивать. Я все же имею орден Красной Звезды.

- За что, Александр Иванович?
- Задержал осужденного за убийство шести человек кавказца, он весил килограмм 100, не меньше. Просто огромный бык! И чем закончилось?
 
- Чем?!
- Связан! Два ножа как вещественные доказательства рядом. И передан в руки сотрудников милиции. Потому этих норвежцев мне было не страшно, если бы этот Бейгард меня тронул, зубы веером лежали бы! Они меня не любили. А знаете за что? Я же всегда красиво одевался, потому что был представителем великой державы. Возил по пять костюмов даже на сборы.

Никакого сухого закона в Норвегии нет

- Хоть раз оппоненты оказывались сильнее?
- В жизни ни разу не получил, хотя драться приходилось много. Особенно на заводе в Челябинске. Училище фабрично-заводского обучения, только попробуйте представить - общежитие на 800 человек, это же ужас какой! Каждый вечер были драки, буквально на каждом углу можно было попасть. И ни разу не получил в лицо. Но если бил я, то это было точечное попадание. Кстати, несколько человек в биатлоне на себе испытали, когда плохо себя вели.

- Почему обвинения вылезают спустя много лет?
- Да его (Бейгарда) просто забывать стали. Вы посмотрите на него... Еще одна история. До Олимпиады в Лиллехаммере я всегда считал, что у них сухой закон. Это вранье и спекуляции, говорю ответственно: никакого сухого закона в Норвегии нет! Магазин в Осло, куда мы пришли с хоккеистом Валерой Васильевым, царствие ему небесное: 50 долларов бутылка 0,5 - бери, сколько хочешь. А нам же там жить дней 18, мы и взяли бутылок 10-12. Ведь какой русский мужик без этого дела, а? Сегодня же еще 31 января. Знаете, что было в этот день?

- Что же?
- Я всегда поднимаю первый тост за Дмитрия Иваныча Менделеева. Водку-то кто придумал?

- Не спорю.
- Во-о-т! А Норвегия - страна, где лет 25-30 назад фонд развития будущих поколений составлял более 900 миллиардов долларов. Столько накопили и не тратили на себя! Когда сборная Норвегии впервые приехала в 1968 году в Новосибирск – а это Йон Истад, Ола Верхёуг, Олав Йордет, Рагнар Твейтен – я их повез в магазин и всем подарил по роскошной ондатровой шапке. Но чтобы норвежцы что-нибудь подарили в ответ? Такого не было никогда! Мы же их принимали всегда по высшему разряду. И финны молодцы, те всегда угостят.
Как-то нас с Александром Приваловым пригласил Верхёуг, который мне проигрывал по 3 минуты. Он очень богатый человек, у них посевные, свиноводство, растениеводство, всё, что только можно. Верхёуг лет на 10 старше меня был, и у него была подруга. А они же не женятся до последнего. Так вот. Мы с Приваловым привезли бутылку водки, взяли колбаски, булку бородинского хлеба. Но он всё это убрал со стола и поставил чашечки с кофе на один глоток. Я этот кофе называл бочковым, это же ужас был! И печенье такое, ну просто с ноготок! Потом он показал нам всё хозяйство, налил еще по чашечке кофе и отвез в отель. А мы голодные как собаки, и не пошли на ужин еще. Там же ведь всё закрывается рано. Пришлось сесть в номере, налить по рюмке и отрезать колбасы с черным хлебом.
 
- Действительно, как-то не хлебосольно вас приняли.
- Скупердяи! Об этом надо писать.

Зависть из-за собольей шубы

- Так может в суд на Бейгарда подать за клевету?
- Да зачем, для него это будет слишком круто, что вспомнили. Кстати, иногда открываю комментарии на спортивных сайтах, читаю, что пишут в новостях про меня. И там кто-то меня называет шляпочник, кто-то - шубочник.

- Некрасиво?
- Потому что ни у кого нет собольей шубы! А у меня вдобавок не одна! Есть и норка, и другие. Даже (Антону) Шипулину подарил шапку и куртку соболью. А что до комментариев, так это зависть. И стоит обратить внимание, что ни грузин, ни армянин, ни таджик, ни узбек, ни монгол, ну кроме норвежцев, никто не сказал про меня плохого слова. Кроме русских. Русский человек завистлив. Всю жизнь у нас говорят как? Брат на брата пошел - это в России. Чтоб корова сдохла - тоже у нас. Не сидел в тюрьме, так давай посадим соседа - и это здесь же. А ведь другие национальности столько добрых слов говорят. Я не родился в семье богатых, я родился в бедной семье. Шесть классов образования, был токарем, каменщиком. Всё своим горбом заработал. И книги написал, и институт государственный имени Тихонова есть, и в Книге рекордов Гиннесса про меня написано.
А золото на четырех Олимпиадах? Думаю, если доживу до 100 лет, то за эти четверть века никто не сможет превзойти мое достижение. Это будет очень тяжело. Даже у норвежцев нет такого человека. Вот видите, как. И всё равно ты плохой остаешься.

У меня врагов нет, потому что нет достойных

- Как вам завершившийся чемпионат Европы?
- Да лучше бы вообще не смотрел. Впервые за много лет наша сборная осталась без золотых медалей. Если мы все время говорим, что нас устраивает серебро и бронза, то есть старая и великая истина - вторых не помнят в спорте высших достижений. Смотрю на ребят, как они ползут по лыжне, и понимаю, что они могут выступать лучше. Это всё зависит от тренерского коллектива, в котором никто не берет ответственность на себя. Сережа Коновалов (тренер резервной женской сборной России - ред.) хороший парень, я к нему с уважением отношусь. Он бронзовый призер чемпионата мира, но это вторые-третьи роли. Ему хорошо стоять на трубе, но ни по группам, ни по этапам.
Все ждут, что скажет Валерий Польховский (главный тренер сборной России - ред.). Я не свожу никакие счеты, у меня врагов нет. Потому что нет достойных. Пытаются такие как Губерниев что-то сказать Тихонову, но ведь они никогда ни одного аргумента привести не могут, где я где-то неправильно поступил. Я всегда брал ответственность за сказанное и сделанное.
 
- Чемпионат мира. Какими вы видите перспективы для сборной России?
- Если ума хватит у Александра Логинова, Матвея Елисеева, Евгении Павловой, Светланы Мироновой нормально подойти к соревнованиям, то может получиться. Сейчас нужна ювелирная работа в подготовке. То, что делали мы. У нас не было ни Магдалены Нойнер, ни Магдалены Форсберг, ни других, но мы выигрывали много медалей, потому что завершающий этап подготовки всегда был проведен правильно. Причина была очень простая: на всех биатлонных комплексах доводилось выступать самому. И к такой высоте как Поклюка, где жить внизу, а соревноваться наверху, надо очень и очень грамотно подойти.
 
- В таких случаях спортсмен должен говорить тренеру о своем видении подготовки?
- Я, к примеру, будучи спортсменом, отказывался от всего, потому и был неудобен. Я не боюсь об этом сказать. Когда меня Привалов не слушал, мы проигрывали. Вот пример. Перед эстафетой, в год, когда Николай Круглов-старший стал чемпионом мира, Привалов ставит Николая на четвертый этап. Я пришел к Привалову, говорю: "Александр Васильевич, не ставь его, человек только впервые стал чемпионом мира на индивидуальной дистанции и у него не получится быть последним в эстафете, я сам через это прошел. Прошу тебя, давай поставим его вторым, не больше". Отказался. Хорошо, прихожу к Круглову: "Коля, откажись". Бесполезно.
Когда ушел от него, человек, живший с Николаем в одном номере, сказал, что Тишка хочет помахать на финише рукой и всю славу себе присвоить. В итоге я попросился на третий этап, Привалов согласился. Сделал отрыв 1 минуту 45 секунд от второго места. Привалов стоит на стрельбище, я снял винтовку, оставил лыжи и пришел к нему. "Поздравляю со вторым местом, Александр Васильевич!". Клянусь вам, я об этом в книге писал! Он в ответ захохотал и прогнулся назад. И что вы думаете? Круглов кое-как вторым прибрел к финишу.
И (на Олимпиаде) в Лейк-Плэсиде я тоже задел сделал, мы лучшими стали в эстафете. Задавал тогда вопросы, почему я не могу дальше готовиться индивидуально после своей четвертой Олимпиады в 33 года. В итоге Вадим Мелихов собрал команду и пошел к (председателю комитета по физической культуре и спорту СССР) Сергею Павлову, где меня облили с ног до головы и выгнали из сборной команды страны. А дальше начались провалы, потому что не стало лидеров.
 
Сергей Астахов, "РИА Новости"
 
Другие материалы



0

Партнеры сайта