Друзья, в настоящий момент я собираюсь перебираться в Минск. В Белоруссии мне предложена серьезная и интересная работа, вы об этом знаете. Работать, посещая свое рабочее место раз в месяц, как это принято у нынешних руководителей СБР я не умею – поэтому и решил переехать из Москвы. Надолго ли – покажет время.
Собираясь переезжать всегда проводишь ревизию в своем домашнем хозяйстве – что взять с собой? Мои многочисленные друзья из Белоруссии давно просили меня привезти им что-нибудь для музея спорта (пока в Москве о нем вот уже 20 лет только разговаривают, в Минске он давно есть). И вот, перебирая свой фотоархив, истинный масштаб которого я себе и сам с трудом представляю – наткнулся я вот на два интересных снимка.
В компании какого человека я на них нахожусь, специально представлять, думаю, не надо. Сами же фотографии датированы 1997 годом и я, говоря откровенно, плохо помню на каком именно мероприятии завязался мой разговор с будущим соперником на губернаторских выборах Московской области. Даже темы разговора с человеком, который почти 15 лет возглавлял самую богатую в стране область не помню. Наш биатлон был в то время силен. Годом ранее сборная России разгромила всех соперников на чемпионате мира в Рупольдинге. В самом 1997 команда достойно выступила на чемпионате в Осрблье, завоевав по две награды каждого достоинства (при Прохорове такого результата сборная не добивалась, а тогда мы, помню, даже досадовали – мол, готовы были на большее). О биатлоне ли был разговор или нет - Борис Всеволодович этого не помнит тем более.
Такое впечатление, что после того как он обошел меня на выборах (а вопросов с их чистотой еще очень много) Громов постарался вычеркнуть из памяти все что связано моим именем. Вот и биатлонного комплекса в Подмосковье до сих пор нет – хотя разве лично Тихонову он был нужен? Это ведь биатлону – виду спорта, готовящему будущих защитников Отечества, - он был нужен и нужен до сих пор. Но у отставного генерала была своя любовь к спорту и свое видение – как его развивать.
Прошло 15 лет. В Подмосковье выросло немало современных спортивных объектов, появились даже горнолыжные курорты, реконструированы хорошие спортивные базы, появилось немало сильных команд в игровых видах спорта. Все это, конечно, связывалось с именем Губернатора и всячески работало на его имидж, подпорченный финансовыми аферами и громкими уголовными делами с участием первых заместителей Громова, жуткими скандалами вокруг «золотой» подмосковной земли и так далее. Однако если посмотреть внимательнее…
Футбольные клубы «Сатурн» и «Химки», прорвавшиеся за счет подмосковных миллионов в Премьер-лигу а затем с треском из нее вылетевшие (клуб из Раменского и вовсе обанкротился). Хоккейные команды возникавшие как мыльные пузыри и как мыльные же пузыри лопавшиеся. «Витязь», ХК МВД (команда дошла до финала а через год ее слили с «Динамо» лишив Балашиху большого хоккея), «Атлант»… А легендарный воскресенский «Химик» нищенствовал и теперь играет на любительском уровне. Экс-губернатор любит гандбол (рассказывает, что сам играл в молодости) – и к чему привела наш гандбол эта любовь? Скупая ребят по всей России глава Московской области и его соратники по спорту практически уничтожили мужской гандбол. В отсутствии конкуренции некогда грозные «Чеховские медведи» превратились на европейском уровне в середнячка, а наша мужская сборная (олимпийский чемпион 2000 года) не смогла даже пробиться в Лондон! Не удивлюсь если в скором времени такая же печальная участь постигнет и наш женский гандбол, который пока сохраняет лицо. И сколько подобных истории можно найти в волейболе, баскетболе. Соблазняя знаменитых спортсменов близким к Москве жильем Громов создавал видимость успешного подмосковного спорта, но на далее-то – фикция! Штурмовщина со строительством санно-бобслейной трассы в Парамоново, которую губернатор требовал построить непременно за полтора года. Во всем мире смеялись (на такой серьезный проект требуется 4-5 лет), а Громов «гремел»… Деньги закачали. Трассу потом несколько раз перестраивали (со все новыми финансовыми вложениями) и перестраивают о сих пор. При этом лыжные комплексы пребывают в плачевном состоянии – серьезные соревнования на них стыдно даже приглашать. А что теперь осталось от Олимпийского стрельбища в Мытищах, где десятилетиями ковались наши стрелковые победы? Обладавший сказочными для развития спорта возможностями спустил свою любовь к спорту на волюнтаристские проекты. Благо еще не мешал реконструкции федеральных спортивных центров – «Новогорск», «Круглое» и тому подобное. Грустно все это…
Вспомнил вот одну деталь из того нашего разговора. Громов стал расспрашивать – за что это я, спортсмен, получил боевой орден «Красной звезды»? Пришлось вспоминать события далеких лет и рассказывать о том как судьба столкнула с вооруженным преступником, угрожавшим в поезде жизням десятков людей, как жизнь моя была на волосок от гибели, как задержали в итоге и обезвредили злодея… В общем, настоящий был тот орден, Борис Всеволодович, не сомневайтесь. А вот насколько настоящими сочтут потомки ваши заслуги в области развития спорта – для меня большой вопрос.
А. Тихонов