Дорогие друзья,
Мне бы хотелось ответить на очередное заявление Михаила Прохорова о том, что в российском спорте отсутствует системный подход. Хочется видеть за этими заявлениями больше конкретики и понять, что Михаил Дмитриевич подразумевает под системным подходом, и где был его системный подход в строительстве ё-мобиля, руководстве партии «Правое дело» и Союзе биатлонистов России.
Я бы хотел обратить внимание, что от этого системного подхода уже бегут спортсмены и тренеры. Думаю, что Абрамова - это не последняя ласточка, и её примеру последуют ещё несколько человек. В своём открытом письме известный певец и композитор Андрей Макаревич написал, что 70 процентов расходов идёт на коррупционные «откаты» во всех отраслях. Я не сомневаюсь, что биатлон останется у нас в стране успешным видом спорта, но трудно сказать, до чего его могут довести нынешние реформаторы с их «системным подходом». Неужели у них отсутствует патриотизм, самолюбие и любовь к собственной стране?
Также я слышал его предложение о децентрализованном, как на Западе управлении, и финансировании федерации напрямую. На сегодня в биатлоне мы видим огромное несоответствие в государственном финансировании и достигнутых спортсменами результатах. Поэтому государству необходима возможность контролировать расходование этих средств, управлять ими. Прохоров же хочет, ни за что не отвечая, получить напрямую под своё управление бюджетные средства. Я соглашусь с ним только в одном случае, если у него в контракте с государством будет прописана прямая финансовая ответственность за недостижение поставленной цели. Если у нас и в Сочи будут две бронзовые медали, то он обязан многократно возместить затраченные на подготовку команды средства, которые были так бездарно использованы.
Но ведь он на такие условия не согласится, и я уверен, что по прошествии ближайших полутора лет, ему вообще будет не о чем говорить. К тому же в той же Великобритании, которую Прохоров ставит в пример, как децентрализованную систему, федерации самостоятельно ищут спонсоров и за счёт этого финансируют спорт. Однако, у них есть примеры и прямого государственного финансирования. Так 25 миллионов фунтов стерлингов было выделено на баскетбол, а 27 млн. на греблю. Но эти средства расходуются продуктивно, в отличие от нас. Не могу сказать точно, но знаю, что на стрелковый союз России находился на субсидии и получил очень большие деньги даже по нынешним меркам.
Когда премьер-министр говорит, что у нас в спорте дела обстоят лучше, чем в экономике, надо понимать, что этот результат достигнут спортсменами и оставшимися ещё от предыдущей системы тренерами вопреки всему происходящему. Но мы можем и это потерять, если позволим непрофессионалам внедрять и дальше свой «системный подход». К сожалению, эта тенденция продолжается. У нас в оргкомитет Сочи приглашают специалистов, которые не имеют физкультурного образования. Министерства спорта по регионам возглавляют люди не имеющие специального физкультурного образования.
Так в Чувашии министром спорта был человек с сельскохозяйственным образованием, которого впоследствии сняли за финансовые нарушения. Майгуров с позором был изгнан из министерства спорта Югры с купленным дипломом. Об это знает вся страна, а Прохоров продолжает толкать его наверх и делает представителем России в техническом комитете IBU. У министерства спорта нет полномочий, чтобы повлиять на эти решения, но нужно найти способ дать возможность министерству спорта контролировать его развитие. Если не отдать спорт спортсменам, в Сочи нас ждёт дикий провал.
Противоположным биатлону примером служит возрождение федерации лыжного спорта. Лена Вяльбе не вылезает из командировок с тренировочных баз, постоянно контролирует процесс подготовки к Сочи. А ведь её приглашали в Белый дом, чтобы она сняла свою кандидатуру в пользу другого кандидата. Сулейман Керимов оказывает финансовую поддержку федерации борьбы, но он возглавляет попечительский совет, а руководство федерацией полностью сосредоточено в руках профессионала Михаила Мамиашвили. Ему уже на протяжении стольких лет удаётся удерживать на плаву такую федерацию, где немало людей с горячей южной кровью.
Но таких людей в спорте сейчас остаётся всё меньше, потому что с 2002 по 2008 год было выброшено за борт огромное количество профессиональных руководителей федераций. На их место мы получили олигархов, которые всего за пару лет достигли в спорте низшей точки падения. Сегодня я услышал от президента Олимпийского комитета, что в Сочи мы будем бороться только за первое место. Для начала было бы неплохо научиться писать название Сочи на английском языке без ошибок. Думаю, мы уже упустили этот шанс, но вернуть профессионалов на свои места ещё не поздно, и тогда у нас появится хотя бы шанс на достойное выступление.
В здании Олимпийского комитета, где работает всё больше людей, не имеющих понятия о спорте, около лифта и туалета написаны поздравления призёрам Игр на обыкновенных листках бумаги, распечатанных из компьютера и приклеенных скотчем. Неужели олимпийцам не нашлось другого места и лучшего оформления. Как сказал мне один из ветеранов-олимпийцев, через месяц этих людей забудут, а о тех, кто закончит свою спортивную карьеру, больше и не вспомнят. Такова в нашей стране участь каждого спортсмена.
Из любопытства посмотрел на днях матч нашей футбольной сборной с командой Кот д'Ивуара и игру молодёжной команды с Израилем. Я как-то написал заметку "Российский футбол спорту не помеха". Мы слышали обещание, что Россия выиграет чемпионат мира-2018. Мне бы хотелось, чтобы до этого срока дожил Пеле, который принимал эстафету Лондон - Рио-де-Жанейро. Ни разу ни один матч не остановили на рекламу, в то время как во время Игр в Лондоне в тот момент, когда наши спортсмены становились чемпионами, реклама постоянно перебивала эфир. Таким образом, российский зритель пропустил до 1/3 Олимпийских игр. Но самый срам был, когда реклама средств от кашля, запора и прочих недугов, не дала нормально посмотреть церемонию закрытия. Я люблю футбол, его любит весь мир, но о российском футболе не хочу даже говорить. На чемпионате Европы по футболу хор спел нам прощальный марш, а на следующем чемпионате мира, по видимому, споют «а Капелло». Недавно, я слышал от одного из тренеров, что содержание одной футбольной команды обходится его региону больше, чем всех остальных видов спорта. Уверен, что и в масштабах всей страны на футбол тратится больше денег, чем на все зимние и летние виды спорта
Интересно, в какой-нибудь цивилизованной стране показ Олимпийских Игр прерывала реклама? На британском телевидении это исключено. Когда женская сборная Великобритании играла в волейбол с нашей командой, на трибуне было 90 процентов англичан, хотя они знали, что на сто процентов проиграют нам. У нас на этот матч пришёл только господин Медведев. Ещё один пример отношения к спорту и футболу вы можете видеть на вчерашней полосе «Советского спорта», где рядом с огромным портретом Фабио Капелло крошечное фото награждения олимпийцев у Президента. Граждане России, такие снимки словно показывают истиный порядок вещей в стране, в которой Президент, человек, который должен отвечать за всё получает 4 миллиона рублей в год, а иностранный тренер Капелло - большую сумму в евро.
Андрей из Барнаула :
Александр Иванович, а Вы видите параллели между летними и зимними видами спорта? Интересно узнать Вашу точку видения проигранных баталий в Лондоне.
Как я и говорил, все результаты лондонской Олимпиады достигнуты вопреки. Мы уже начинаем думать о выступлении на играх в Рио, но у меня есть достоверная информация, что наш школьный спорт умер на 90 процентов. В моем родном селе школьный спортивный зал построен в 1954 году и в нём практически отсутствует инвентарь. На уроках физкультуры дети играют в волейбол в джинсах и в носках или босиком, какие-либо гимнастические снаряды отсутствуют. Школьный спорт у нас умер, а состояние студенческого спорта, которым питаются вся Америка и Китай, не намного лучше. Так о каких перспективах в будущем мы можем вести речь?
гость :
Александр Иванович - вы что считаете выступление сборной по плаванию удачными??? По-моему в плавании пока полный позор у нас.
Нужно понимать, что жизнь полна взлётов и падений. У нас до сих пор не родился второй Пушкин, и точно также в плавании нет второго Александра Попова. Почему? Это как раз вопрос к первым лицам страны: где бассейны? У нас детских садов в стране не хватает, а что говорить о детских бассейнах, которые давно стали роскошью. А те бассейны, которые у нас есть страшно и ходить, потому что там с советских времён ничего не менялось. Как в такой ситуации можно конкурировать с Америкой, в которой плавают миллионы, и которой проще выявить талант из большой массы. Я слышал интервью одного из тренеров, который долго договаривался с бассейном, чтобы его спортсмен мог тренироваться там хотя бы 1-2 часа в день. Как же он подготовится, если у него нет воды. Вот поэтому наши тренеры и уходят работать в другие страны.
Ольга I :
Интересно, о ком идет речь? Абрамова, Подчуфарова, Доскалова, В.Перминова в сборной тренируются. Имеется в виду Света Перминова? О ней давно ничего не слышно.
Как вы уже знаете речь об Ольге Абрамовой. Я бы здесь провел параллель с тем, сколько талантливых наших граждан: учёных, поэтов, писателей сбежали из этого хаоса. Абрамова уже объяснила свои мотивы: она не хочет иметь дел с этой федерацией, с этим бардаком, который там творится, а министерство спорта никак на национальные федерации повлиять не может. Считаю, что она правильно сделала, если хочет кем-то стать. Недавно я получил письмо о судьбе нашего конькобежца Андрея Минцева, которое в ближайшее время опубликую. Во время подготовки к Олимпиаде в Альбервилле врачи ошибочно перелили ему кровь биатлониста Сергей Тарасова, но если Серёга довольно быстро восстановился, то Андрей мучился несколько лет, лечился химиотерапией от лейкимии и, в конце концов, вернулся в спорт в качестве тренера. На протяжении десяти лет он развивал детский шорт-трек в стране, работал главным тренером сборной, но после прихода нового руководства, ему пришлось освободить должность и покинуть исполком Союза конькобежцев России. С таким отношениям к людям люди и будут бежать из страны.
Аркадий Гаутцель:
Александр Иванович, как вы относитесь к делу Pussy Riot?
В душе я глубоко верующий человек. Есть церковь, в которую я вложил своё сердце, душу, средства и помощь одного из моих лучших друзей. Теперь впервые с 1954 года в моём родном селе Уйское снова звонят колокола, поэтому поведение девушек я не одобряю, но мне кажется, что это не та проблема, о которой стоит задуматься отцу Кириллу и всем священнослужителям. Я бы хотел спросить у них, какие церкви и монастыри у нас заполнены на все святые праздники? В храм Христа Спасителя от случая к случаю приходит высокий бомонд, как на тусовку. Храм Христа Спасителя должен быть открыт круглые сутки для всех приезжающих, проходящих верующих. Когда я приезжаю в Венецию, Флоренцию, вижу там брошенные русские церкви, в которые не могут вложить ни рубля, мне становится непонятно. Когда едешь из Питера в Москву и обратно, видишь разрушенную шикарнейшую церковь с многовековой историей. Не хватает денег на её восстановление. Может быть, отец Кирилл, вы обратите внимание на эти проблемы и найдёте средства на их восстановление, которые, я уверен, у вас есть.
Во-вторых, когда я вижу любой мусульманский праздник, они готовы молиться везде: в аэропортах, под лестницами, я побывал во многих синагогах и видел то же самое. Пусты только наши церкви, потому что вера убита. А вы сегодня судите этих девушек, за их глупый проступок, но не заслуживающий столь сурового наказания. Может, они, наконец, привлекут внимание к храму Христа Спасителя. Почему у нас в церковь идут древние старухи и неразумные дети, а у молодёжи вера убита? Разве не вы, отец Кирилл, должны за это ответить?
Когда я езжу по Руси и вижу Екатеринбурскую, Пермскую, Кировскую, Челябинскую, Калужскую и Ярославскую области, я вижу тысячи брошенных кладбищ, полуразрушенных церквей. Деревня, откуда Россия всегда черпала веру, сейчас умирает. Когда Александр Македонский подходил к крепости, он засылал туда лазутчиков, чтобы те посмотрели в каком состоянии у этого народа кладбища. Если кладбища ухожены, он предлагал им сдаться. Если же кладбища были заброшены, значит у этих людей нет уважения к прошлому, к своим предкам, он сметал всё и уничтожал всех. Я был в горах Италии и Франции, в пастушьих деревеньках Австрии, и не видел там ни одного заброшенного кладбища. Я всегда с удовольствием смотрю горные этапы "Тур де Франс", где живут, казалось бы, забытые богом пастухи. Они год ждут момента, когда пелотон проедет мимо них, и их родину покажут на весь мир. Они не покинули могилу своих предков, не оставили родных мест. Наверное, по мнению Прохорова, они тоже "мифологи". Я уверен, что если бы был жив Дмитрий Ионович Прохоров, он бы осудил своего сына за его нынешние слова и поступки. Вот об этом надо задуматься, а не судить этих девчонок, выставляя великую Россию на посмешище всему миру.
А. Тихонов