Уважаемые любители биатлона и посетители сайта! Продолжаю отвечать на поступающие от вас комментарии и вопросы…
6.01.2011, Николай: "… Очень бы хотелось узнать, что вы думаете о Булыгиной? Или вообще, вы что-нибудь о ней знаете? Что, где как она…".
7.01.2011, Давид: "...Как бы вы охарактеризовали спортсменок Булыгину и Вилухину. Ведь довольно сильные спортсменки были. Их как то ловко выпихнули из сборной, и я считаю зарубили на корню. Прокоментируйте пожалуйста".
– Относительно судьбы Булыгиной – я так же в неведении, как и вы. На все эти вопросы должно отвечать руководство национальной команды – в данном случае их надо задавать Кущенко и Барнашову. По Вилухиной – я знаю, что при участии Польховского она переехала в город Новосибирск. Еще работая в СБР, я настаивал тогда: что Антон Шипулин, Леш Волков и Оля Вилухина – это наш "золотой фонд" к Сочи-2014. А мы, имея такую талантливую молодежь, умудрились их просто-напросто "добить" в сезон Ванкувера.
Повторю, что еще тогда я призывал тренера сборной Аликина: дать Антону Шипулину два года, чтобы он нормально "вкатился" на взрослый уровень. В очередной раз могу привести пример норвежцев, которые не выигрывают и вообще не показывают каких-то особых результатов на уровне юниоров, а затем "выкатываются" на уровне взрослых соревнований. Появляются такие спортсмены, как Бё. В немецком биатлоне также постоянно появляются новые имена.
6.01.2011, Олег Мешков: "Александр Иванович, а почему Новосибирск перестал поставлять спортсменов в сборную страны? "Легионеры" не в счет. Где доморощенные?"
– Этот вопрос надо задать господину Александру Целько, который просто развалил биатлон в Новосибирске. В частности, развалил стрельбище, которое давно устарело и не ремонтируется – там уже практически прекратили проводить соревнования высокого уровня.
6.01.2011, Эльвина Эмиратли: "… как Вы думаите, сможет Максим Чудов,добиться высоких результатов как в 2008 году? И правда ли что Дмитрий Ярошенко его заменит? Спасибо".
– По Дмитрию Ярошенко – дай бог, чтобы у него были результаты. Но Диме уже не 17 лет… А Максима Чудова – тоже в очередной раз повторю это – надо просто поставить на место, в самые жесткие рамки. Я уже писал и говорил об этом: Максим – очень способный спортсмен. Он может хорошо проявлять себя и в физической работе на дистанции, и в стрелковом плане. Он способен бороться на равных с лучшими спортсменами планеты.
7 Января 2011, Егор: "… Было много слухов о строительстве биатлонного стадиона в Пушкинском районе Московской области. Что вы знаете об этом?".
– Я знаю, что в свое время губернатор Громов сказал: пока Тихонов является президентом Союза биатлонистов – биатлона в Московской области не будет. Теперь, когда Тихонова уже нет в СБР – следует задавать вопросы Громову – почему ничего не изменилось. Ведь с 2008 года президентом СБР является Прохоров. Может быть, Громов наконец-то вспомнит о своих словах и построит биатлонный комплекс…
Но, я думаю, сегодня это будет очень сложно сделать в Московской области – потому что люди, живущие там, сидят в своих домах без тепла и света. Кроме того, область из-за своих проблем с бюджетом буквально на днях лишилась футбольной команды "Сатурн", выступавшей в премьер-лиге. Так что Громову, наверное, теперь совсем не до биатлона.
7 Января 2011, болельщик: "В сборной явно идет разлад команды попросту нет есть отдельные группы многие из которых думают только о заробатной плате. Ему платят 10 и он решил что это стабильно и хорошо и пыхтеть не надо а то что можно заработать 20 они и не думают это менталитет а патриотизма уже нет".
7.01.2011, Александр: "… Не слишком ли разбаловали наших спортсменов деньгами. Мне кажется все дело в этом. Нет патриотизма, ответственности за работу. Вот и капризничают отдельные. Ну а тренеры тоже на денежной игле. Будешь выстыпать против-выкинут, будешь нищий".
– Я не думаю, что Бьорндален зарабатывает меньше, но почему-то деньги его совсем не балуют. Может быть, и в целом обстановка в стране изменилась, и многие вопросы у нас в обществе заслуживают пересмотра… Но еще раз повторю свое мнение: спортсмен – это солдат, который обязан выполнять все установки, которые ему предлагаются тренерами. На них, спортсменов, тратятся огромные деньги.
7 Января 2011, Олег: "Александр Иванович здравствуйте! У меня следующий вопрос. Почему вы постоянно ноете? Высказали бы свои претензии лично и не засоряли бы СМИ одной и той же мыслью под разными ракурсами. Спасибо".
7.01.2011, Александр: "г-н Тихонов когда вы прекратите свои высказывания? Они уже надоели. Если можете что то сделать делайте, а не балобольством занемайтесь…".
– Во-первых. Я никогда не ныл. Во-вторых: я хотел бы еще раз повторить свои слова и свою просьбу по отношению ко всем болельщикам, озвученные еще при открытии данного сайта: "Что же меня побудило открыть свой официальный сайт? Из всех прочих причин есть одна самая главная. Она заключается в том, что хочется напрямую обсуждать с вами – поклонниками биатлона – происходящие в нашем любимом виде спорта события. И не просто обсуждать биатлон, а как можно правдивее и профессиональнее говорить о нем. Потому что те интервью, которые мы читаем из прессы или видим по телевидению, к сожалению, зачастую носят лишь формальный характер и не дают профессионального анализа происходящих событий.
Поэтому я хотел бы лично ответить на все ваши вопросы… При этом у меня есть к вам одна маленькая просьба. Я хочу, чтобы мой сайт был чисто профессиональным и лишенным разного рода спекуляций, грязной лжи и личностных обвинений. Поэтому я очень прошу тех "товарищей", которые любят залезать на официальные сайты уважаемых людей и чернить там всех и вся, – не задавать мне глупые и непрофессиональные вопросы. Давайте будем взаимовежливы. И будем говорить лишь о нашем любимом виде спорта – которому я отдал 45 лет". Поэтому я хотел бы напомнить вам об этом и попросить вас адекватно реагировать. Если есть нормальные вопросы – есть и нормальные ответы.
7.01.2011, Татьяна: "Александр Иванович! Если Вы чем то в состоянии помочь в решении возникших проблем,то помогите.Это будет по-мужски.Неужели у нас действительно нет тренеров готовых к конструктивному диалогу?Ваш опыт и умение видеть проблему в целом и в деталях, очень бы пригодились".
– Татьяна, на этот вопрос я уже очень подробно ответил в предыдущей записи блога, посвященной ответам читателям.
6.01.2011, Юрий,болельщик, стаж 36 лет.: "… Если сб.России в этом сезоне так и не покажет хотя бы минимальный результат, … ,и зная Прохорова как человека наврядли признающего свои ошибки,а также учитывая, что следущий сезон уже предолимпийский,не кажется ли Вам вполне вероятным появление новых положительных допинг-проб(результат-то давать как-то надо)?".
– Я бы даже не хотел об этом думать. Мы и так опозорились перед всем миром. Но не сделали никаких выводов – ни минспорта, ни ОКР. Одно пустомельство. Никаких мер не принято! На наших биатлонных комплексах нет никакого допинг-контроля за юношами и юниорами! Мы много лет говорим о своей антидопинговой лаборатории. На последней коллегии минспорта я послушал руководителя нашего национального антидопингового центра – и, скажу вам, такое впечатление, что передо мной выступал булочник. Полная безграмотность! И так каждый год – одни пустые слова: мы что-то делаем, что-то готовим и в будущем что-то там разработаем…
Мне все это напоминает уже ставшее знаменитым заявление спортивного чиновника – что мы будем чемпионами мира по футболу в 2018 году. Тут то же самое: "мы сделаем нормальную антидопинг-лабораторию", но в каком году?! – я бы хотел услышать. Уже как минимум восемь-десять лет на эти цели тратятся сумасшедшие деньги. А в нашей псевдоборьбе с допингом – все на том же уровне! Нет ни с кого никакого спроса… Когда мы услышим конкретные ответы: что приняты такие-то меры, и появилось столько-то настоящих специалистов?!
Единственное, что мы слышим у нас постоянно – это разговоры о футболе. Что какая-то пермская команда лишилась финансирования… Это шикарная команда?… О чем можно говорить?! Нет в России футбола! А те, кто играет – это средний, по международным меркам, уровень игроков, купленных из-за границы. Уровень спортсменов – такой, что полкоманды не понимают друг друга на поле! Словом, тут можно сказать просто: в биатлоне мы опускаемся до уровня российского футбола на международной арене.
7.01.2011, Дарья: "А вы правы, Александр Иванович! Незачем отвечать на вопрос о тренерах. За вас все сказали ваши назначения, когда вы были на посту главы СБР. Вы против Аликина и Гербулова? А не вы ли сами их назначали?...".
7.01.2011, Дарья: "… Вы наш биатлон возглавляли не год и не два. Возможностей у вас было - Прохоров не чета. И чтобы пригласить хороших, в вашем понимании, тренеров... И чтобы реорганизовать всю нашу систему подготовки... И, да-да, подтянуть нашу медицину. Ну и т.д. и т.п. И наконец. Зачем, право слово, нужен руководитель, который якобы знает, что в его команде принимается допинг, но вместо кардинальных мер он...разговаривает со спортсменами! Типа предупреждает их! Вот что совсем ни в какие ворота!".
7.01.2011, Дарья: "… как вы прокомментируете устойчивые подозрения, что значительный регресс Чудова и отчасти Слепцовой связан с допинговым скандалом? Иными словами, подозрения о том, что данные спортсмены допинг принимали, потом команду поймали за руку, пришлось перестать принимать - отсюда и падение результатов, скорости, стрельбы ну и всего остального".
– Уважаемая Дарья! Вероятно, вы не в курсе этого, но я не назначал Аликина и Гербулова. Более того, меня даже не было в стране, когда их назначали на эти должности. Эти назначения проводились без моего участия.
На вопросы по допингу я уже отвечал неоднократно. Даже если вы не внимательно читали мои предыдущие ответы болельщикам, то я уже говорил: что в свое время я выступал на открытой и на закрытой коллегиях минспорта и вслух говорил о проблеме допинга, называя конкретные имена "допинговых" специалистов. Однако никаких мер принято не было. Так что здесь вопросы уместно задавать и министру спорта и руководству Олимпийского комитета. А самое главное – задайте вопросы господам Малину и Польховскому. Задайте всем этим людям свои вопросы, пусть они ответят. Тогда вы и получите ответ, что же творилось на самом деле.
Задайте также вопросы про допинг Селифонову или Аликину, тому же Гербулову – которых я собирал в январе 2009 года на этапе Куба мира в Рупольдинге. Я сказал им всем тогда: послушайте, мы сто процентов "приехали". Селифонов, кстати, тогда возмутился: "Допинг? Этого не может быть, Александр Иванович, у нас все чисто!". Как возмутилась тогда и Ольга Зайцева… Я сказал: "Ну, хорошо. Если есть такое недоверие к полученной информации – время покажет".
Тогда у нас еще был определенный шанс уйти от всего этого, но… к моим словам не прислушались. И расплата наступила очень скоро – перед самой Кореей. Перед стартом чемпионата мира я в последний раз собирал всех – уже в самой Корее. Отдельно беседовал и с теми спортсменами, кто был уличен в допинге: с Юрьевой, Ахатовой и Ярошенко – и тоже сказал им: все, ребята… У них, кстати, вы тоже можете спросить: были ли разговоры с Тихоновым? Предупреждали их или нет?
У меня совершенно не было шансов повлиять на ту ситуацию с нашими спортсменами, потому что с помощью всех этих стараний "бригады Малина" мне тогда был объявлен настоящий бойкот. Помните, как участники и зачинщики той информационной войны писали письмо Путину и три года не давали мне работать?! В таких условиях я ничего не мог сделать, просто не в силах был изменить что-либо… И этот ваш вопрос надо задавать всем тем, кто все изначально все знал – таким как, Дмитриев и Польховский. Я искренне не понимаю, почему этот вопрос задается мне. В той ситуации я делал и сделал все, что смог. И говорил обо всем этом открыто.
Когда прогремел допинг-скандал, и весь мир стал показывать на нас пальцем, мы – вместо того, чтобы наказывать людей, – делаем их героями. И потом еще судимся на международном уровне, где все проигрываем: как это было и с Чепаловой, и с нашими биатлонистами… Кто-то до сих пор считает Польховского великим тренером. Но наследие его допинговых дел до сих пор аукается нам – даже в текущих результатах сборной.
И я бы хотел добавить, что у нас есть другие тренеры, – с которыми я проработал десятки лет, будучи в спорте, и будучи уже президентом СБР – кто готовил наших юношей и юниоров. Так что наша молодежь – это вовсе не работа Польховского. Это работа тех людей, кто работал по-настоящему, "пахал". Я бы хотел поблагодарить Загурского, Преображенцева, Куракина, Суслова, Савинова, Опенкова, Алексашина, Подзолкову, Рочева, Голубеву… Это тот коллектив, с которым я работал, и я им всем очень благодарен – что у нас было полное доверие.
7.01.2011, Сергей Анатольевич, Сыктывкар: "… В Республике Коми, культивируются лыжные гонки - практически базовый спорт биатлона, а "самого биатлона нет". В настоящее время в республике новое руководство, может есть смысл как то продвигать данный вопрос, тем более что "на верху" сторонников думаю не мало".
– По сути, ранее я уже отвечал на этот вопрос, но повторюсь: если руководство области, республики или края – на уровне своих первых лиц – заинтересовано в развитии биатлона, а также в воспитании полноценных защитников Отечества, владеющих оружием и переносящих любые нагрузки, – то биатлон в этих регионах развивается. А если руководство в этом не заинтересовано – то и нашего с вами желания здесь будет очень мало и просто недостаточно.
7 января 2011, топоров сергей, 53 года: "… не проще ли сейчас сняться с соревнований и серьезно готовиться к Ханты-Мансийску или так не бывает? Ведь опозоримся неминуемо если ничего не изменить".
– На этот вопрос Барнашов уже ответил. По его словам, нынешние старты на этапах Кубка мира являются подготовкой к чемпионату мира. Также, по его словам, в этом сезоне перед командой поставлена задача добиться "прежде всего, успешного выступления на чемпионате мира в Ханты-Мансийске".
07.01.2011, Юрий Алексеевич: "…Интересно ваше мнение, по поводу отбора в национальную сборную на КМ(в Ижевске). Как считаете,он продуктивен?...".
8 Января 2011, Константин: "По поводу профессионализма Кущенко. В ЦСКА было много денег которые шли на скупку иностранцев и был результат. В биатлоне теперь деньги тоже есть а вот со скупкой легионеров очевидная неувязочка. Кущенко кстати в свое время ратовал за отмену лимита на легионеров (а то приходилась в ЦСКА русских держать незадача какая) и за натурализацию иностранцев. Так что ждать нам похоже скандинавские фамилии в сборной".
– "Ижевская винтовка" всегда была для спортсменов венцом отбора на Кубок мира и на чемпионаты мира. Те, кто в наше время выигрывал гонку на 20 км – сто процентов ехал в составе сборной на важнейшие соревнования года. И эта система морально не устарела до сих пор. Сегодня мы просто хороним у себя все внутри, искусственно определяя: этот поедет, а этот не поедет. Я не помню такого, чтобы Николай Круглов, Александр Ушаков, Виктор Маматов или я сам – чтобы кто-то из нас отказывался от участия в "Ижевской винтовке". Мы все были поставлены в суровые железные рамки: мы – члены национальной команды, и что Привалов нам сказал – то беспрекословно выполнялось.
На сегодняшний день, когда баскетбол и биатлон путают – мы видим результат "современного" подхода. Еще раз говорю про это: сапоги должен тачать сапожник. И сейчас мы просто разваливаем один вид спорта за другим. Посмотрите: порой у нас к руководству в федерациях приходят люди, вообще ничего непонимающие в спорте! В спорт сегодня толкают всех, кто не нашел себе применение нигде в другой отрасли. Почему-то в стране сложились такое мнение и такой подход: что если в какой-то отрасли – неважно, в легкой промышленности или в оборонной, – может работать лишь настоящий специалист своего дела, то в спорте сможет работать любой! К нам в спорт отправляют этих бездарей по жизни, считая, что они здесь справятся…
Но теперь, – когда поменяли все руководство в Олимпийском комитете, а также многих специалистов в министерстве спорта, – теперь есть с кого спросить. Спрашивать надо с тех, кто поменял проверенных специалистов на новых поставленных "специалистов". Интересно даже узнать: у кого из людей, пришедших работать в Олимпийский комитет, есть диплом о физкультурном образовании?! Не буду называть фамилию человека, чтобы не позорить его – который вслух спрашивает: а какая Олимпиада будет в Лондоне – зимняя или летняя? Своим вопросом он привел окружающих в шок. Вот это и есть сегодняшние сотрудники ОКР…
В последнее время мне поступает много звонков. Люди на Камчатке, на Сахалине не спят в пять утра, чтобы поболеть за своих спортсменов… А в итоге, посмотрев – звонят и ругаются матом. Просто кошмар! Я считаю, надо принимать решения. Еще раз подчеркну: что финансирование, которым обеспечили сегодня Союз биатлонистов государство и Прохоров, – оно должно быть отработано. Надо найти в себе силы принять волевое решение. Если ты, господин Прохоров, в нашей частной беседе сказал: "Я – человек слова", – так сдержи его! И если еще есть гражданская совесть – перед всеми российскими болельщиками, – то надо принять это жесткое решение по "кадрам". Вопреки всем своим амбициям.
Но, несмотря на все происходящее, сам я по-прежнему надеюсь на результаты наших спортсменов. И практически не сомневаюсь, что уже в Рупольдинге наши результаты будут выше. Чуть позже я еще расскажу вам, уважаемые любители биатлона, почему эти результаты действительно должны быть выше.
А. Тихонов.