Дорогие друзья!
В последнее время мне часто приходится слышать, что количество завоёванных медалей в спорте высших достижение не единственный и даже не главный критерий работы федерации.
В своих предыдущих статьях я писал о 24 золотых медалях, завоёванных за 13 лет моей работы президентом СБР. Сейчас хотелось бы рассказать о других результатах работы нашей команды. Их бы не было, если бы меня на протяжении этого времени не окружали настоящие профессионалы, такие как Дмитрий Алексашин, Александр Филиппов, Ольга Подзолкова, Светлана Голубева, Александр Куракин, Александр Селифонов, Дмитрий Рочев, Виктор Маматов, Лариса Жуковская, Леонид Гурьев, Николай Савинов и многие другие. Отдельно хотел бы поблагодарить моего друга и настоящего профессионала Владимира Алексеевича Рощина. Также хочу высказать благодарность тем, кто всё это время развивал биатлон в регионах Гаррию Кремеру из Удмуртии, Сергею Семёнову из Чувашии, вице-губернатору Алтайского края Сергею Локтеву, Анатолию Кузьмичёву из Мордовии и Александру Концевому из Красноярского края.
Союз биатлонистов России по заключению IBU и нашего Министерства спорта был одной из лучших спортивных федераций страны. Успех этот заключался именно в правильно построенной системе управления, ставке на профессионалов и ответственности каждого за определённый участок работы. К примеру, все тренерские кандидатуры рассматривались на тренерском совете и ситуация, подобная произошедшему с Тулаевым, была исключена. Программа каждого тренера тщательно разбиралась и обсуждалась.
Успешная работа федерации - это не только наличие медалей на соревнованиях высокого уровня. Популярность биатлона с 1996 по 2008 год выросла стремительно и обошла лыжные гонки и другие виды спорта. Биатлон стал главным из зимних видов спорта и добился большего внимания со стороны телевидения.
Развитие спортивной инфраструктуры имеет не меньшее значение. Спортивные сооружения за это время росли как грибы. Если в Советском Союзе были только Раубичи, Ижевск, Новосибирск, Мурманск, Екатеринбург и Токсово, то во времена нашей команды открылись десятки новых комплексов. Это заслуга работы всей федерации. Количество спортивных баз выросло с 12 до 78, при этом 4-5 комплексов соответствуют категории А, а около 20 могут претендовать на категорию В. Ни в одном другом виде спорта, кроме футбола в связи с чемпионатом мира, нет такой инфраструктуры. В 90-е годы в Тюмени было примитивное стрельбище, а сейчас там три великолепных комплекса "Жемчужина Сибири", стадионы в Увате и Заводоуковске, за что я отдельно хочу поблагодарить экс-губернатора Владимира Якушева и пожелать ему успехов на новой должности министра строительства и ЖКХ. Также хочу поблагодарить экс-губернатора Югры Александра Филипенко, построившего первый и единственный пока комплекс в современной России, который принимал чемпионаты мира, а также Николая Бондарева и Валерия Захарова за развитие ханты-мансийского биатлона. Большое спасибо и бывшему главе Уватского района Юрию Свяцкевичу, за строительство комплекса, который носит мое имя.
В 2000 году было порядка 8-9 тысяч занимающихся в спортивных школах, а к 2010 году в спортивных школах занималось уже 17 тысяч детей. Рост в два раза. Открылись новые школы в Бурятии, Иркутской области и других регионах, где никогда не занимались биатлоном. В работе конференции-2018 принимали участие уже 50 регионов.
Михаил Прохоров проявлял искреннюю заинтересованность в развитии биатлона, но не имел представления о том, как работает общественная организация. Он вёл себя не как выборный президент и глава демократической структуры, а как директор и сделал ставку не на тех людей в качестве членов правления и вице-президентов. При работе команды Кущенко, Пака, Барнашова, Майгурова и других тренерский совет и утратил свою функцию, что привело к деградации тренерской мысли в стране. Александр Михайлович Кравцов согласился в трудный переходный период возглавить федерацию и, несмотря на значительное сокращение государственного финансирования спорта после Олимпиады в Сочи, сборная команда на протяжении следующего олимпийского цикла была обеспечена всем необходимым. Но оставленное ему предшественниками тяжёлое наследство даёт о себе знать до сих пор. Из-за деятельности этой безграмотной команды Россия значительно утратила свои позиции в IBU и лишилась доверия многих стран, которые раньше нас поддерживали и уважали.
Сейчас проблема тренерских кадров стоит как никогда остро. Долгое время ни один институт не готовил специалистов по биатлону. Только сейчас появился институт моего имени в Ижевске, который возглавляет Илдус Гибадуллин, в институте Лесгафта появилась кафедра, где работает Юра Кашкаров, но у него готовятся всего 6-8 человек. Грамотных специалистов, которые готовы сейчас возглавить сборную немного. Поэтому появляются откровенно сомнительные персонажи, вроде этого неадекватного парня. В Ханты-Мансийске тренерский совет поставил двойки большинству тренеров национальной сборной, но многие получившие неудовлетворительные оценки продолжают руководить сборными командами. При этом прекрасно справлявшийся с работой с резервом Александр Касперович полностью отстранён от работы. Его место занял человек, который вообще раньше не работал в биатлоне, и которого никто не знает.
Другие тренеры отказываются работать в сборной, потому что понимают, что им работать при такой системе не дадут. Более менее перспективные тренеры как Прокунин или Башкиров уезжают в другие страны и готовят там наших бывших биатлонистов на уровне выше национальной сборной. Хоть я и поддержал Володю Драчёва на выборах, не могу не выразить возмущения его неадекватными действиями, после того, как он столкнулся с первыми серьёзными проблемами. Нужно сразу принимать жёсткие решения и не допускать таких проколов и метаний, которые были допущены при выборе состава и наборе тренеров. Если растерялся и не знаешь, что делать, обратись за советом к профессионалам.
В сентябре российский биатлон ждёт судьбоносное мероприятие - конгресс IBU. От того как пройдут выборы в ключевые органы власти Международного союза биатлонистов, как руководство СБР выстроит отношения с коллегами будет зависеть много. Именно по этому важно со всей ответственностью отнестись к выбору состава делегации, тех, кто будет представлять нашу страну на конгрессе.
Я, как и многие специалисты биатлона, с которыми я общался последний месяц, хотел бы знать, чем сейчас занимается президент СБР, почему набран такой тренерский состав, почему не работает с командой Леонид Гурьев, который был назначен тренером? У нас достаточно опытных тренеров. Никто не может ответить на эти вопросы. Я даже готов извиниться перед всеми, но хрен редьки не слаще - Драчёв или Майгуров.
Сейчас особенно удивительно слышать возмущение происходящим со стороны тех, кто в своё время добивался моей отставки и радовался приходу "эффективных менеджеров". Речь идёт о Ростовцеве, Майгурове, Круглове, Черезове и Чудове. Вы же несколько лет ратовали за эти перемены, а сейчас удивляетесь тому, какие у нас результаты и какие работают тренеры? Хочу вам напомнить, что наша команда успешно решала все задачи на международной арене, где с нами считались и помогла удержать биатлон на плаву в "лихие" 90-е. Спасибо всем, кто работал со мной в федерации, развивал биатлон в регионах за тот неоценимый вклад в развитие нашего вида спорта, который был лучшим на протяжении 13 лет.
Низкий вам поклон, А. Тихонов